008-020   Диагностика системы охлаждения

Оглавление

Общие сведения
Начальная проверка
Опрессовка
Проверка
 
Утечка продуктов сгорания
Проверка с использованием перепускной магистрали
Анализ результатов



Общие сведения

TOC

Описанная ниже процедура содержит общие операции, которые используются для выявление следующего:

  • Причины перегрева двигателя. См. раздел "Начальная проверка" в данной процедуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: В конце данной процедуры приведена таблица для записи всех результатов измерений, выполненных при диагностике неисправностей. Ее удобно использовать для сбора и анализа данных.

  • Внешние и внутренние утечки/потери охлаждающей жидкости. См. раздел "Опрессовка" в данной процедуре.
  • Проникновение продуктов сгорания в систему охлаждения. См. раздел "Проверка" в данной процедуре.
 
SMALL | MEDIUM | LARGE

 ВНИМАНИЕ 

Категорически не допускается эксплуатация двигателя без термостата. При его отсутствии охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления через перепускной канал на вход водяного насоса. Это может привести к перегреву двигателя.

В зависимости от модели двигателя температурный диапазон термостата выбирается из различных вариантов. Номер по каталогу и номинальная рабочая температура указаны на корпусе термостата. Для проверки правильности установленного температурного диапазона и номера термостата по каталогу обратитесь к соответствующим источникам информации о деталях. См. Процедуру 008-013 в Разделе 8.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Поврежденный или ошибочный водяной насос может привести к перегреву двигателя. Для проверки правильного выбора водяного насоса обратитесь к соответствующим источникам информации о деталях. См. Процедуру 008-062 в Разделе 8.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Изношенные/плохо установленные ремень и натяжной механизм или перекошенный шкив могут привести к соскакиванию ремня. Это может стать причиной снижения частоты вращения водяного насоса и/или вентилятора, что приведет к перегреву двигателя. См. Процедуру 008-002 в Разделе 8. См. Процедуру 008-087 в Разделе 8.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

При диагностике неисправностей системы охлаждения двигателя крышке радиатора/расширительного бака, как правило, уделяется меньше всего внимания. В системе охлаждения используется герметичная крышка радиатора для предотвращения закипания жидкости. Неправильный подбор крышки или ее неисправность может к тому же привести к утечке охлаждающей жидкости и перегреву двигателя. Технические характеристики крышки радиатора приводятся в документации на комплектное оборудование.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Неправильный подбор крышки или ее неисправность может также привести к утечке охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.

Проверьте крышку радиатора под давлением. Порядок проверки крышки радиатора описан в Руководстве по обслуживанию, диагностике и ремонту комплектного оборудования.

Крышка радиатора должна обеспечивать герметичность в пределах 14 кПа (2 фунт/кв. дюйм) от величины, указанной на ней, иначе она подлежит замене.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Воздух, проходящий через ребра радиатора за счет разрежения, которое создает вентилятор, отбирает тепло у охлаждающей жидкости, которая прокачивается через радиатор водяным насосом. Посторонние предметы (клочки бумаги, сухая трава, волокна ткани, пыль и пр.) могут застрять между ребрами, мешая прохождению воздуха. Это снизит эффективность работы радиатора.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Радиатор нужно периодически проверять на отсутствие погнутых или сломанных ребер и утечек охлаждающей жидкости.

По вопросам обслуживания, снятия или установки радиатора см. Руководство по ремонту комплектного оборудования.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Разорванные или поврежденные шланги системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Проверьте все шланги на отсутствие трещин, порезов или разрывов. Замените все поврежденные шланги.

ПРИМЕЧАНИЕ: Будучи эластичными, силиконовые шланги системы охлаждения двигателя могут раздуваться.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Обычно вентилятор системы охлаждения двигателя приводится в действие ременным приводом от коленчатого вала. В некоторых моделях двигателя с вынесенной системой охлаждения вентилятор устанавливается вне двигателя.

Вентилятор системы охлаждения поставляется производителем комплектного оборудования, к которому необходимо обращаться за сведениями по обслуживанию. В приводимой ниже процедуре рассматриваются лишь некоторые вопросы, касающиеся вентиляторов системы охлаждения.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если вентилятор снабжен ременным приводом, проскальзывание ремня может привести к снижению частоты вращения вентилятора и снижению эффективности охлаждения двигателя. Проблема может быть также связана с неисправностью автоматического механизма натяжения ремня. См. Процедуру 008-087 в Разделе 8.

Проверьте подшипники в ступице вентилятора и остальные шкивы и убедитесь, что они не вызывают повышенной вибрации и проскальзывания ремня. См. Процедуру 008-036 в Разделе 8.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Вентилятор системы охлаждения нуждается в периодической проверке. Проверяйте отсутствие трещин, ослабленных заклепок, погнутых или плохо закрепленных лопастей.

Проверьте надежность крепления вентилятора. При необходимости затяните крепежные болты.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Не выпрямляйте погнутую лопасть вентилятора и не допускайте использования поврежденного вентилятора. Изогнутая или поврежденная лопасть может разрушиться в процессе эксплуатации и стать причиной серьезной травмы или повреждения оборудования.
 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

При замене поврежденного вентилятора устанавливайте только точно такую же его модель. Даже модели вентиляторов одного размера могут иметь разный шаг или профиль лопастей.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Неисправный привод вентилятора может привести к проблемам охлаждения двигателя.

Привод вентилятора может иметь различные исполнения, в том числе:

  • Электрическая/электромагнитная муфта
  • Вязкостная муфта
  • Электрические вентиляторы
 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Кожух вентилятора предназначен для придания направления воздуху от вентилятора системы охлаждения. Отсутствующий или поврежденный кожух вентилятора снижает количество воздуха, подаваемого вентилятором, и приводит к перегреву двигателя.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте кожух вентилятора на отсутствие повреждений и/или нарушения крепления к вентилятору. Замените все поврежденные детали. См. Процедуру 008-038 в Разделе 8.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Жалюзи предназначены для управления потоком воздуха через радиатор. Если в необходимый момент они не откроются, двигатель может перегреться, а если не закроются - расход воздуха будет превышать потребность, и двигатель будет работать при пониженной температуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: Проверьте исправность работы датчика температуры воздуха.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Утепляющие чехлы могут использоваться для сокращения времени прогрева двигателя и способствуют сохранению тепла двигателя в местах с холодным климатом.

Утепляющие чехлы должны прикрывать только часть радиатора спереди, оставляя место для прохода воздуха.

Если не оставить часть передней стороны радиатора открытой для воздушного потока или не снять утепляющие чехлы при повышении температуры окружающего воздуха, это может привести к перегреву двигателя.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Начальная проверка

TOC

Подключите диагностический комплект INSITE™ к диагностическому разъему транспортного средства.

Переведите пусковой включатель в положение ВКЛ.

Следите за температурой охлаждающей жидкости с помощью диагностического комплекта.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если на панели приборов предусмотрен указатель температуры охлаждающей жидкости, следите за этим параметром с помощью диагностического комплекта, сравнивая его показания с показаниями указателя температуры в кабине. При несоответствии требованиям производителя замените указатель температуры, установленный в кабине.

При отсутствии технических условий производителя замените прибор, если его показания отклоняются от нормы более чем на ± 3,9°C [± 7°F].



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если транспортное средство оборудовано терморегулируемыми жалюзи, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой жалюзи открываются и закрываются. Сравните результат с величиной, указанной на устройстве управления жалюзи.

Фирма Cummins рекомендует открывать жалюзи, когда температура охлаждающей жидкости достигает 85°C [185°F].



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если двигатель оснащен терморегулируемой муфтой вентилятора системы охлаждения, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой происходит срабатывание муфты вентилятора.

Если срабатыванием муфты вентилятора управляет электронный модуль управления (ECM) двигателя, то температура охлаждающей жидкости, при которой происходит срабатывание муфты, является заданной величиной, которая не может быть изменена. Если муфта вентилятора не срабатывает, проверьте правильность установки параметров управления вентилятором.

Для включения муфты вентилятора модуль ECM может использовать сигнал нулевого напряжения или напряжения 12 В постоянного тока. Алгоритм включения муфты можно выбрать в разделе "Функции и параметры диагностического комплекта INSITE™".

Фирма Cummins рекомендует включать вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости достигает 96°C [205°F].



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если на двигателе установлена вязкостная муфта вентилятора, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой происходит включение вентилятора. Вязкостные муфты вентилятора обычно включаются датчиком, установленным позади радиатора и контролирующим температуру воздуха.

ПРИМЕЧАНИЕ: Некоторые модели вязкостных муфт вентилятора могут иметь электронное управление.

Если температура воздуха достигает заданного уровня, который определяется температурной настройкой используемого датчика, термочувствительный элемент перемещает исполнительный механизм, который позволяет вязкой жидкости включить привод вентилятора и увеличить частоту его вращения. Для получения более подробной информации см. Руководство по ремонту комплектного оборудования.

Фирма Cummins рекомендует включать вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости достигает 96°C [205°F].





SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Опрессовка

TOC

Наличие давления в системах смазки и охлаждения может привести к смешиванию масла и охлаждающей жидкости из-за нарушения герметичности между ними в следующих местах: прокладка головки блока цилиндров, маслоохладитель и т.д.

Рабочие жидкости трансмиссии/гидроусилителя рулевого управления/гидросистемы также могут попасть в охлаждающую жидкость через жидкостные охладители радиатора (если установлены). См. Руководство по ремонту комплектного оборудования.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долейте жидкость. См. Процедуру 008-018 в Разделе 8.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Для определения места утечки охлаждающей жидкости может придется добавить в нее флуоресцентный краситель (номер по каталогу 3377438).

Добавьте флуоресцентный краситель из расчета 1 доза на каждые 38 литров (10 галлонов) охлаждающей жидкости.

Дайте двигателю поработать на холостых оборотах 5-10 минут или до его прогрева до рабочей температуры, чтобы краситель начал циркулировать по системе охлаждения.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Используйте лампу теплового излучения высокой интенсивности (номер по каталогу 3163337) или ее аналог для высвечивания следов красителя.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ВНИМАНИЕ 

Давление подаваемого в систему охлаждения воздуха не должно превышать 138 кПа [20 фунт/кв. дюйм]. Нарушение этого требования может привести к повреждению уплотнения водяного насоса.

Если радиатор оснащен редукционным клапаном, установите пробку в перепускной трубопровод (1).

Установите приспособление для опрессовки на заливную горловину радиатора или на расширительный бачок (при наличии) и подайте воздух под давлением.


Measurements
 kpapsi
Давление воздуха13820


SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Приспособление для опрессовки Coolant Dam™ (номер по каталогу 3824319) может также быть использовано для создания давления в системе охлаждения. Приспособление Coolant Dam™ работает от заводской сети сжатого воздуха, а не от ручного насоса.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

При проверке наличия внешних утечек охлаждающей жидкости осмотрите двигатель снаружи и устраните утечки при их наличии.

В число мест, подлежащих внимательному осмотру, входят:



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

При наличии внутренних утечек осмотрите двигатель изнутри. Для поиска следов утечек охлаждающей жидкости может придется снять следующие узлы и детали.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Проверка

TOC

Наличие воздуха в охлаждающей жидкости может привести к ее потере через перепуск при нагреве - воздух расширяется при нагревании, давление в системе увеличивается, и крышка перепуска открывается.

Аналогичным образом часть охлаждающей жидкости может быть вытеснена продуктами сгорания, попадающими в систему охлаждения через негерметичную прокладку или трещину в головке блока цилиндров.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

ПРИМЕЧАНИЕНеобходимо выключить все отопители и кондиционеры кабины, а вентилятор двигателя должен быть переведен в АВТОМАТИЧЕСКИЙ режим управления, если он предусмотрен.

ПРИМЕЧАНИЕ: Установите контрольный прибор в горловину расширительного бака (на судовых двигателях).

Снимите крышку радиатора и оставьте его открытым при последующей проверке.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Утечка продуктов сгорания

Используйте контрольный прибор (номер по каталогу 3822985) или его аналог для проверки наличия продуктов сгорания в системе охлаждения.

При проверке утечки продуктов сгорания в систему охлаждения рекомендуется заливать охлаждающую жидкость, состоящую из равных долей воды и антифриза. При использовании только воды цвет контрольной жидкости во время проверки может измениться с синего на бирюзовый или светло-зелёный. Это не является признаком утечки продуктов сгорания.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Охлаждающая жидкость токсична. Держите её подальше от детей и домашних животных. Если оно не предназначена для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.

Слейте охлаждающую жидкость так, чтобы ее уровень оказался примерно на 76 мм (3 дюйма) ниже выступа заливной горловины, в который упирается уплотнение крышки радиатора.

Если уровень охлаждающей жидкости окажется выше, она может попасть в контрольную жидкость, и проверка будет неточной.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Залейте контрольную жидкость в прибор для обнаружения утечки продуктов сгорания до желтой линии.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Вставьте резиновый наконечник прибора в горловину радиатора. Плотно прижмите прибор, повернув его несколько раз для обеспечения герметичности в месте контакта прибора и горловины.

ПРИМЕЧАНИЕ: Установите контрольный прибор в горловину расширительного бака (на судовых двигателях).



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Запустите двигатель и дайте ему поработать 30 минут на высоких холостых оборотах. Следите за температурой двигателя и цветом контрольной жидкости во время работы двигателя. Температура охлаждающей жидкости во время проверки не должна превышать 100°C (212°F).

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если контрольная жидкость изменит цвет с синего на желтый или зеленый во время проверки, это указывает на попадание продуктов сгорания в систему охлаждения. Прекратите проверку, если контрольная жидкость изменила цвет с синего на желтый или зеленый.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если контрольная жидкость не изменит цвет с синего на желтый или зеленый в течение 30 минут, переведите двигатель на низкие холостые обороты.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте герметичность установки наконечника прибора в горловине радиатора.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Вставьте наконечник резиновой груши через отверстие в верхней части прибора. Сожмите грушу 2-3 раза для забора воздуха из радиатора через контрольную жидкость.

Если цвет контрольной жидкости останется синим, продуты сгорания не попадают в систему охлаждения. Если он изменится на желтый или зеленый, это укажет на проникновение продуктов сгорания в систему охлаждения. Потребуется дополнительная проверка для поиска места такой утечки.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

По мере прогрева двигателя воздух будет выходить через прибор в виде пузырьков в контрольной жидкости. Причина этого - обычное расширение жидкости. Не примите наличие пузырьков воздуха в приборе за признак утечки продуктов сгорания. Изменение цвета контрольной жидкости с синего на желтый или зеленый во время проверки является единственным признаком попадания продуктов сгорания в систему охлаждения.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Положительный результат проверки утечки продуктов сгорания указывает на наличие поврежденной прокладки или трещины в головке блока цилиндров. См. Процедуру 002-004 в Разделе 2.

ПРИМЕЧАНИЕ: Утилизируйте контрольную жидкость, если она изменила цвет.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если контрольная жидкость не изменила цвет, но через нее постоянно идут пузырьки воздуха, это указывает на следующее:

  • Неисправность пневматического клапана управления вентилятором, жалюзи или нагревателем.
  • В системе охлаждения остался воздух из-за неисправности обратного клапана радиатора или нарушения правил заливки охлаждающей жидкости.
 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверка с использованием перепускной магистрали

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Не снимайте крышку заливной горловины с горячего двигателя. Дайте охлаждающей жидкости остыть до температуры ниже 50°C (120°F) перед снятием крышки. Выброс горячей охлаждающей жидкости или пара может привести к травмам.

Дайте двигателю остыть и снимите крышку радиатора.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Установите крышку заливной горловины радиатора со снятой пружиной и предохранительным клапаном, чтобы охлаждающая жидкость свободно поступала к перепускной магистрали.

Подсоедините резиновый шланг к перепускному патрубку радиатора.

Опустите другой конец шланга в емкость с водой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Крышка радиатора должна герметично закрывать его горловину.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Запустите двигатель и прогрейте его на номинальных оборотах до температуры 82°C (180°F).

Проверьте, выходит ли из шланга в емкость с водой непрерывный поток пузырьков воздуха.

ПРИМЕЧАНИЕ: Температура двигателя должна быть постоянной при проведении этой проверки. Рост температуры охлаждающей жидкости приведет к выходу воздуха из-за ее расширения, что можно принять за признак попадания воздуха в систему.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Анализ результатов

TOC

Проверьте цвет жидкости в приборе для обнаружения утечки продуктов сгорания. Если она желтого или зеленого цвета, утечка продуктов сгорания есть. Если она синего цвета - утечки нет. Эта информация поможет найти источник попадания воздуха в систему охлаждения, при его наличии.

ПРИМЕЧАНИЕ: Точность прибора не позволяет обнаружить очень малые утечки.

Не исключайте возможность попадания продуктов сгорания в систему, если соответствующий прибор не покажет их утечки.



SMALL | MEDIUM | LARGE


Last Modified:  31-март-2011
Feedback / Help
(C) © 2000-2010  Cummins Inc.  С сохранением всех прав.