204-008   Общие указания по очистке

Оглавление

Определение чистоты
Абразивные накладки и абразивная бумага
Поверхности под прокладки
Очистка растворителем и кислотой
Очистка паром
Очистка пластиковой дробью
Топливная система



Определение чистоты

TOC

Детали должны быть очищены от посторонних частиц, которые могут загрязнить любую систему двигателя. Это не обязательно означает, что они должны выглядеть как новые.

Пескоструйная очистка (или шлифование) поверхностей под прокладки до нарушения рисок от механической обработки не приносит дополнительной стоимости и часто вредна для образования уплотнения. Для образования качественной контактной поверхности важно поддерживать шероховатость поверхности в результате обработки и допуски плоскостности. Прокладки предназначены для заполнения мелких пустот в шероховатой поверхности с заданными параметрами.

Пескоструйная очистка (или шлифование) поверхностей под прокладки, на которых используются прокладки с формованной кромкой, чаще всего необязательна. Прокладка с формованной кромкой - это металлическая оправа с уплотняющим материалом, закрепленная на кромках прокладки для уплотнения, при котором металлическая часть образует соединение "металл-металл" для повышения устойчивости. Любые небольшие остатки уплотняющего материала, прилипшие к деталям, рекомендуется локально удалять скребком с притупленной кромкой, а не тратить время на полировку всей поверхности с помощью воздушной пескоструйной установки или абразивного диска.

Прокладки, не имеющие формованной кромки, почти все изготавливаются из материала, содержащего разделительный состав, который препятствует прилипанию. Безусловно, это не значит, что некоторые прокладки несложно удалить, поскольку прокладка находится на своем месте в течение длительного времени, подвергается перегреву, либо свойства разделительного состава утрачены вследствие применения какого-либо герметика. Однако цель состоит лишь в удалении прокладки без повреждения поверхностей сопрягающихся деталей и без загрязнения двигателя (не позволяя мелким кусочкам падать туда, откуда их невозможно удалить).

Дробеструйная обработка головок поршней до удаления темных пятен не обязательна. Все, что требуется, - удалить нагар выше верхнего поршневого кольца и в канавках под поршневые кольца. Далее в этом документе приведена дополнительная информация о дробеструйной обработке и очистке поршней.

Фирма Cummins не рекомендует производить пескоструйную очистка или шлифование кольцевого нагара в верхней части гильз цилиндров, пока не будет виден чистый металл. Гильза будет разрушена, а все признаки проблемы в верхней точке хода кольца (например, повышенный износ) будут уничтожены. Кольцевой нагар необходимо удалить для того, чтобы упростить снятие поршня в сборе. Круговая щетка с щетиной средней длины из высококачественной стали, рассчитанная на обороты выше тех, что развивает механизированный инструмент, обеспечит такую же скорость обработки и создаст меньше повреждений. Конечно, после извлечения поршня необходимо тщательно найти сломанные проволочки, но эти проволочки лучше видны, и их можно притянуть магнитом.

Масло на снятых с двигателя деталях будет притягивать грязь, взвешенную в воздухе. Грязь будет прилипать к маслу. Если возможно, оставьте старое масло на детали, пока она не будет готова к очистке, проверке и установке, а тогда очистите ее, удалив и всю прилипшую грязь. Если деталь очищена и оставлена открытой, то перед установкой может потребоваться ее повторная очистка. Убедитесь в том, что перед установкой детали смазаны чистым маслом. Их не нужно смазывать маслом целиком, однако необходимо нанести масло между движущимися частями, либо выполнить хорошую процедуру заполнения системы смазки перед запуском двигателя.

Дробеструйная очистка деталей для удаления наружного лакокрасочного покрытия также не обязательна. Скорее, эти детали следует окрасить повторно, поэтому все, что требуется сделать - это удалить отслоившуюся краску.




Абразивные накладки и абразивная бумага

TOC

Ключевое слово здесь - "абразивный". Ни одна деталь двигателя не рассчитана на противостояние абразивному износу. Это значит, что они должны плотно прилегать друг другу или скользить одна вдоль другой. Абразивные материалы и частицы грязи нарушают обе функции.

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Абразивные материалы необходимо удалять из каналов системы смазки и точек износа деталей, либо не допускать их попадания в эти места. Наличие абразивных материалов в каналах системы смазки может привести к выходу из строя подшипников и втулок и вызвать прогрессирующие отказы, вплоть до повреждения основных узлов и деталей, не допускающего их дальнейшее использование. В особенности это относится к коренным и шатунным подшипникам.

Фирма Cummins не рекомендует использовать наждачную бумагу для очистки любых деталей собранного двигателя или узла, в том числе для удаления нагара с гильз цилиндров или для очистки верхней поверхности блока цилиндров и отверстий под гильзы.

Необходимо соблюдать осторожность при использовании абразивных материалов при очистке деталей двигателя, особенно на частично собранных двигателях. Абразивные продукты для очистки выпускаются в множестве форм и размеров. Все они содержат частицы окиси алюминия, карбида кремния, песка или других аналогичных материалов с высокой твердостью. Эти частицы тверже большинства деталей двигателя. Поскольку они тверже, то при прижатии к более мягкому материалу они могут повредить материал или внедриться в него. При работе изделия эти частицы выпадают из удерживающей среды. Если изделия используются в силовом оборудовании, то частицы распространяются по всему двигателю. Если частицы попадут между двух движущихся деталей, то эти детали, вероятно, будут повреждены.

Если частицы имеют размер меньше, чем зазор между деталями в неподвижном состоянии (когда двигатель остановлен), но больше, чем зазор между движущимися деталями, то, когда детали начнут двигаться относительно друг друга (после запуска двигателя), они получат повреждения. Когда двигатель работает, и масло находится под давлением, частицы меньшего размера, чем зазор в подшипнике, с большой вероятностью будут проходить между деталей, не нанося повреждений, и будут задерживаться масляным фильтром. Однако, частицы размером больше зазора в подшипнике будут удалять материал с одной из деталей и могут внедриться в одну из деталей. Внедрившись в одну деталь, они будут истирать другую деталь, пока эти две детали не перестанут соприкасаться. Если повреждение в достаточной степени нарушит масляную пленку, то детали войдут в соприкосновение, что приведет к преждевременному износу или выходу из строя вследствие недостатка эффективной смазки.

Во время очистки абразивные частицы могут разлетаться, поэтому очень важно не допустить попадания этих частиц в двигатель, насколько возможно. Это чрезвычайно важно в отношении каналов и отверстий системы смазки, особенно тех, которые расположены ниже по потоку за топливными фильтрами. Закрывайте эти отверстия, а не пытайтесь выдуть абразивные частицы и грязь сжатым воздухом, потому что часто грязь просто вдувается глубже в масляное отверстие.

Со всех поверхностей, примыкающих к прокладке, необходимо полностью удалить материал старой прокладки. Однако, не требуется очищать и полировать уплотнительную поверхность до стирания рисок от механической обработки. Чрезмерное шлифование или полировка может повредить уплотнительную поверхность. Множество современных прокладок относятся к типу прокладок с формованной кромкой (стальная обойма с уплотнительным элементом, закрепленным в стали). Прилипшие небольшие частицы уплотнительного материала лучше всего удалять скребком с тупой кромкой или шпателем. Очистка уплотнительных поверхностей абразивными накладками и абразивной бумагой там, где используются прокладки с формованной кромкой - обычно пустая трата времени.

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Чрезмерное шлифование или полировка при удалении кольцевого нагара на верхней части гильз цилиндров может повредить гильзу до такой степени, что исключит ее дальнейшее использование. Шероховатая поверхность гильзы будет повреждена, и абразивные частицы будут вдавлены в материал гильзы, что может вызвать преждевременный износ цилиндра или выход поршневых колец из строя.

Перед использование абразивных накладок или проволочных щеток заклейте или заглушите все отверстия, ведущие внутрь любых узлов и деталей. Если для экономии времени действительно необходимо использовать механизированный инструмент с абразивными накладками, заклейте лентой каналы системы смазки или закройте их заглушками и очистите как можно больше поверхности с помощью инструмента, но вокруг каналов системы смазки работайте вручную, чтобы предотвратить их загрязнение. Затем удалите ленту или заглушку и очистите оставшийся участок без применения инструмента. НЕ используйте сжатый воздух для выдувания посторонних частиц из каналов системы смазки на собранном двигателе! Более вероятно, что посторонние частицы попадут в отверстие еще глубже. Очистка сжатым воздухом отлично подходит, если оба конца отверстия открыты, но, когда двигатель собран, такое встречается редко.




Поверхности под прокладки

TOC

Цель очистки поверхностей под прокладки состоит в том, чтобы удалить весь материал прокладки, а не выполнить новую финишную обработку этих поверхностей.

Фирма Cummins не дает рекомендаций в отношении конкретных фирменных жидких средств для удаления прокладок. При использовании жидкого средства для удаления прокладок ознакомьтесь с указаниями по применению, чтобы быть уверенным, что очищаемый материал не будет поврежден.

Скребки с пневмоприводом для удаления прокладок могут сэкономить время, но необходимо принимать меры, чтобы не повредить поверхность. Скошенная под углом часть скребка должна быть плотно прижата к поверхности под прокладку, чтобы предотвратить зарывание лезвия в поверхность. Использование скребков с пневмоприводом для удаления прокладок на деталях из мягких материалов требует навыка и осторожности, чтобы исключить повреждение.

Не работайте скребком или щеткой поперек поверхности под прокладку, если это возможно.




Очистка растворителем и кислотой

TOC

Для очистки снятых с двигателя деталей можно использовать несколько растворителей и кислотных очистителей (это не относится к поршням. См. далее). Опыт показал, что наилучшие результаты дают те средства, которые можно нагреть до 90° - 95°C (180° - 200°F). Очистители на основе эмульсии керосина имеют различные технические условия применения по температуре. Идеальным является использование промывочного бака, обеспечивающего постоянное перемешивание и фильтрацию очищающего раствора. Фирма Cummins не дает рекомендаций в отношении конкретных средств для очистки. Обязательно следуйте инструкциям изготовителя чистящего средства. Перед погружением деталей в промывочный бак удалите весь материал прокладки, уплотнительные кольца, маслянистые отложения и нагар с помощью проволочной щетки или скребка. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхности под прокладки. Если возможно, перед погружением деталей в промывочный бак очистите их паром.

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных растворов выполняйте рекомендации производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.

Опыт показал, что для очистки поршней наилучшие результаты дают очистители на основе эмульсии керосина. Эти очистители не следует нагревать до температуры выше 77°C (170°F). При температуре выше 82°C (180°F) раствор начинает распадаться и становится менее эффективным.

Не используйте растворы, состоящие главным образом из хлорированных углеводородов с крезолом, фенолом и/или крезолитовыми компонентами. Они часто не дают хороших результатов при удалении отложений из канавок под поршневые кольца и дороги в утилизации, проводимой должным образом.

Растворы с показателем pH выше приблизительно 9,5 вызывают почернение алюминия, поэтому не используйте высокощелочные растворы.

Химические вещества с показателем pH выше 7,0 считаются щелочными, а с показателем pH ниже 7,0 - кислотными. Чем дальше показатель pH смещается от нейтрального значения 7,0, тем более высокощелочными или высококислотными становятся химические вещества.

Перед погружением деталей в промывочный бак удалите весь материал прокладки, уплотнительные кольца, маслянистые отложения и нагар с помощью проволочной щетки или скребка. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхности под прокладки. Если возможно, перед погружением деталей в промывочный бак очистите их горячей водой под высоким давлением или паром. Удаление наиболее сильных загрязнений перед помещением деталей в бак позволит очистителю работать более эффективно и дольше сохранять свои чистящие свойства.

После очистки промойте все детали горячей водой. Полностью просушите их сжатым воздухом. Выдуйте промывочную воду из всех отверстий под болты и каналов системы смазки.

Если детали не будут использоваться сразу после очистки, окуните их в подходящий антикоррозионный состав. Перед сборкой или установкой деталей в двигатель необходимо удалить антикоррозионный состав.




Очистка паром

TOC

Очистка паром может использоваться для удаления всех видов загрязнений, которые могут попасть в промывочный бак. Это хороший способ очистки отверстий системы смазки и каналов системы охлаждения.

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При очистке паром используйте защитные очки или маску, а также защитную одежду. Горячий пар может вызвать тяжёлую травму.

Не очищайте паром следующие узлы и детали:

  • Компоненты электрооборудования
  • Жгуты проводов
  • Форсунки
  • Топливный насос
  • Ремни и шланги
  • Подшипники (шариковые или с коническими роликами)
  • Электронный модуль управления (модуль ECM)
  • Разъемы модуля ECM
  • Дозатор
  • Датчик содержания окислов азота



Очистка пластиковой дробью

TOC

Фирма Cummins не рекомендует использовать стеклянную дробь или скорлупу грецких орехов для дробеструйной очистки любых деталей двигателя. Фирма Cummins рекомендует использовать только пластиковую дробь, номер по каталогу 3822735, или ее аналог, пригодную для очистки любых деталей двигателя. Никогда не используйте кварцевый песок с качестве среды струйной очистки деталей двигателя. Стеклянная дробь или скорлупа грецких орехов, когда они используются не в соответствии с рекомендациями изготовителя среды, могут создавать чрезмерную запыленность и внедряться в детали двигателя, что может привести к преждевременному выходу из строя деталей и узлов двигателя за счет абразивного износа.

Очистка пластиковой дробью может применяться на многих деталях и узлах двигателя для удаления отложений нагара. Управление процессом очистки осуществляется путем выбора пластиковой дроби, рабочего давления и времени очистки.

 ВНИМАНИЕ 

Не используйте методы дробеструйной очистки пластиковой дробью для очистки юбок алюминиевых поршней или отверстий под поршневой палец в любых поршнях, а также юбок или головок поршней. Небольшие частицы среды внедряются в алюминий или другие мягкие металлы, что ведет к преждевременному износу гильз цилиндров, поршневых колец и отверстий под поршневой палец. Клапаны, валы турбонагнетателя и т. д. также могут быть повреждены. Соблюдайте все указания по очистке, приводимые в процедурах.
 ВНИМАНИЕ 

Не загрязняйте промывочные баки и резервуары для очистки растворителем посторонними частицами и пластиковой дробью. Удаляйте посторонние частицы и пластиковую дробь сжатым воздухом, горячей водой под высоким давлением или паром, прежде чем помещать детали в баки или резервуары. Посторонние частицы и пластиковая дробь могут загрязнить емкость или детали двигателя, очищаемые в баке. Загрязненные детали могут вызвать отказы вследствие абразивного износа.

Пластиковая дробь для дробеструйной обработки, номер по каталогу 3822735, может использоваться для очистки канавок под поршневые кольца на всех поршнях. Не используйте дробеструйную обработку любой средой для очистки отверстий под поршневой палец или юбок алюминиевых поршней.

Соблюдайте указания изготовителя оборудования по очистке. Обязательно отрегулируйте давление воздуха в дробеструйной установке согласно рекомендациям изготовителя дроби. Резкая подача давления может направить материал на деталь и вызвать ее более быстрый износ пластиковой дробью. Чтобы обеспечить соответствие инструкциям изготовителя, можно руководствоваться следующими указаниями:

  1. Размер дроби: Номер 16 — 20 (США), пластиковая дробь для дробеструйной обработки, номер по каталогу 3822735
  2. Рабочее давление — 270 кПа (40 фунт/кв. дюйм) для очистки поршней. Давление не должно вызывать разрушение дроби.
  3. После очистки обработайте детали паром или промойте их растворителем, чтобы удалить все посторонние частицы и пластиковую дробь. Промойте горячей водой. Просушите сжатым воздухом.
 ВНИМАНИЕ 

Дробеструйная очистка не должна не должна разрушать поверхность металла. Если поверхность металла разрушена, двигатель может получить повреждения из-за увеличенных зазоров между деталями или недостаточной шероховатости поверхности деталей, которые сопрягаются с другими деталями.

При очистке поршней не требуется удалять все темные пятна с поршня. Все, что требуется, - удалить нагар на кромке и в канавках под поршневые кольца. Это лучше всего сделать, направив струю параллельно поверхности детали, а не прямо на деталь. Если риски от механической обработки в процессе дробеструйной обработки повреждены, значит, давление воздуха слишком высокое, или сопло удерживается на одном месте слишком долго. Дробеструйная очистка не должна не должна разрушать поверхность металла.

Скорлупа грецких орехов иногда используется в качестве материала для дробеструйной очистки железосодержащих металлов (чугуна и стали). Дробеструйная обработка скорлупой грецких орехов создает огромное количество пыли, особенно когда давление воздуха в дробеструйной установке превышает рекомендованное изготовителем среды. Фирма Cummins не рекомендует использовать скорлупу грецких орехов для очистки деталей двигателя в связи с риском внедрения частиц среды и последующего загрязнения двигателя.

В настоящее время фирма Cummins рекомендует НЕ использовать стеклянную дробь для очистки каких-либо деталей двигателя. Частицы стекла слишком легко внедряются в материал, особенно в мягкий материал, и в условиях, когда давление воздуха превышает рекомендованное изготовителем среды. Стекло является абразивным материалом, и когда оно находится в движущейся детали, эта деталь истирает все соприкасающиеся с ней детали. При использовании еще более высокого давления среда разрушается и образует очень мелкую пыль, которая остается взвешенной в воздухе. Эту пыль очень трудно контролировать в условиях мастерской, особенно если для выдувания среды из детали после ее извлечения из дробеструйной камеры используется только сжатый воздух, без горячей воды (продуванием детали внутри камеры можно удалить только крупные накопления, но никогда не удалить всю среду).

Дробеструйная очистка наиболее эффективно воздействует на неподатливые отложения грязи и нагара, которые не удалось удалить при первой очистке паром или водой под высоким давлением и при последующей очистке в подогреваемом промывочном баке. В особенности это относится к поршням. Сначала очистите поршни паром и отмочите их, после чего воспользуйтесь методом дробеструйной обработки пластиковой дробью для безопасного удаления нагара, оставшегося в канавках. Это отличная альтернатива риску повредить шероховатости на поверхности канавок проволочной щеткой или концом сломанного поршневого кольца. Перед дробеструйной очисткой убедитесь в том, что детали высушены, и на них отсутствует масло. Это позволит предотвратить забивание возвратного канала дробеструйной установки.

Обязательно направляйте сопло дробеструйной установки "параллельно поверхности", а не прямо на деталь. Это позволит дроби проникать под нежелательный материал. Перемещайте сопло, а не держите его на одном месте. Если держать сопло направленным на одно место слишком долго, металл нагреется, и струя будет обходить его. Помните, что струя ударяется не только о грязь или нагар. Если риски от механической обработки на канавках под поршневые кольца или на кромке поршня повреждены, значит, перемещение сопла было недостаточным, и (или) давление воздуха было слишком высоким.

Никогда не подвергайте дробеструйной очистке стержни клапанов. Для защиты стержней во время дробеструйной очистки оберните их лентой или наденьте трубку. Направляйте сопло параллельно контактной поверхности и окружности, а не прямо на них. Цель состоит в том, чтобы удалить весь нагар, а продолжать дробеструйную очистку для удаления пятен - пустая трата времени.




Топливная система

TOC

При обслуживании любых узлов и деталей топливной системы, которые могут подвергаться воздействию загрязняющих веществ, перед разборкой необходимо очистить фитинги, крепежное оборудование и поверхности вокруг снимаемых узлов и деталей. Если окружающие участки не очищены, грязь или загрязняющие вещества могут попасть в топливную систему.

Внутренние отверстия некоторых форсунки чрезвычайно малы и восприимчивы к засорению. Некоторые системы впрыска топлива могут работать при очень высоких давлениях. Топливо под высоким давлением может преобразовывать простые частицы грязи и ржавчины в загрязнения с высокими абразивными свойствами, которые способны повредить компоненты насоса высокого давления и топливные форсунки.

Если оборудование для очистки паром не доступно, можно использовать очиститель электрических контактов. Для смывания грязи и посторонних частиц с фитингов топливной системы следует использовать очиститель электрических контактов, а не сжатый воздух. Дизельное топливо на открытых деталях топливной системы притягивает взвешенные в воздухе загрязняющие частицы.

Для работ с топливной системой следует выбирать безворсовые салфетки.

Всегда закрывайте заглушками и пробками топливопроводы, фитинги и каналы при открывании топливной системы. Ржавчина, грязь и краска могут попасть в топливную систему при любом ослаблении затяжки или снятии с двигателя топливопроводов или других компонентов. Во многих случаях рекомендуется ослабить затяжку топливопровода или фитинга, чтобы отделить ржавчину и краску, и затем счистить отслоившиеся частицы.

При снятии топливопроводов или фитингов с нового или недавно окрашенного двигателя обязательно удаляйте отслоившиеся чешуйки или частицы краски, которые могут образоваться при соприкосновении гаечного ключа с гайками топливопроводов или фитингами, либо при снятии быстроразъемных фитингов.

Категории топливных фильтров обозначаются в микронах. Слово "микрон" - это сокращение для "микрометр", или одна миллионная часть метра. "Микронная категория" обозначает размер самых мелких частиц, которые могут задерживаться фильтрующей средой. Для примера, волос человека имеет диаметр 76 микрон (0,003 дюйма). Один микрон составляет 0,001 мм (0,00004 дюйма). Загрязняющие частицы, которые задерживаются фильтром, намного мельче, чем видимые человеческим глазом с помощью увеличительного стекла или микроскопа с небольшим увеличением.

Инструменты, используемые для диагностики неисправностей и ремонта топливной системы, должны регулярно очищаться, чтобы избежать загрязнения. Подобно деталям топливной системы, инструменты, покрытые слоем масла или топлива, притягивают взвешенные в воздухе загрязняющие вещества. Запомните следующие рекомендации, касающиеся ваших инструментов для работы с топливной системой.

  • Инструменты для работы с топливной системой необходимо содержать в чистоте, насколько это возможно.
  • Очищайте и высушивайте инструменты перед их укладкой обратно в ящик для инструментов.
  • По возможности храните инструменты для работы с топливной системой в герметичных контейнерах.
  • Перед использованием инструментов для работы с топливной системой убедитесь в из чистоте.

Last Modified:  27-январь-2012
Feedback / Help
(C) © 2000-2010  Cummins Inc.  С сохранением всех прав.